Категории раздела

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос
Какой любимый предмет вашего ребенка?
Всего ответов: 29

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Информация

Проблемы раннего обучения чтению

Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Большинство родителей считают, что если их сын или дочь умеют читать, то они готовы к школьному обучению. И стараются во что бы то ни стало научить ребенка читать с четырёх-пяти лет, а иногда и раньше.

Проблема раннего обучения чтению дискутируется на протяжении многих лет и имеет как сторонников, так и противников даже тогда, когда социальные запросы общества, школы, семьи говорят в пользу такого обучения. Система раннего развития ребенка, в том числе и обучения чтению, может и должна иметь положительный аспект, если смотреть на нее не как на рецепт «выращивания гениев», а как на одно из средств познания мира ребенком. Суть вопроса не в целесообразности раннего обучения чтению, а в том, как лучше это сделать.

Большинство детей не могут научиться сразу правильно читать и писать. Трудности могут быть вызваны разными причинами. Но самой весомой причиной, на мой взгляд, является то, что всё большее число дошкольников имеют речевые нарушения той или иной степени выраженности и, что особенно важно, недостаточную сформированность фонематического восприятия.

Письменная речь, в отличие от устной, формируется в условиях целенаправленного обучения. Чтение представляет собой узнавание и воспроизведение звуков речи, обозначенных буквой. Поэтому, прежде чем познакомить ребенка с конкретной буквой, важно выяснить, выделяет ли ребенок заданный звук из речевого потока; может ли самостоятельно подобрать слова с заданным звуком; справляется ли с анализом звукового состава простейших слов.

Если дошкольник испытывает трудности, необходимо помочь ему овладеть этими умениями, ведь всё вышеперечисленное – важное условие для успешного овладения навыком чтения. Для того чтобы при чтении сливать звуки в слоги и слова, ребёнок должен проанализировать, какие «соседи» у буквы, а исходя из этого – как нужно прочитать: мягко или твёрдо.

Учение – это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное, чтобы он был «недокормлен» и вставал из-за «стола знаний» с ощущением постоянного «голода», чтобы у него не иссякала жажда познания.

Сущность чтения – это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознание буквы, ее связи с фонемой, слияние букв в слоги, слогов в слова. Качество чтения характеризуется способом чтения, его скоростью (беглое или послоговое), правильностью, осмысленностью.

Причинами трудностей при обучении чтению являются:

1. Педагогическая запущенность (возникает из-за отсутствия личностно-ориентированного подхода), вызванная форсированностью темпов обучения; многочисленными пропусками занятий; недостаточным контролем за усвоением знаний; пассивностью педагогов в оказании индивидуальной помощи; низкой квалификацией специалистов; равнодушием семьи и др.;

2. Предрасположенность, которая может долго находиться в скрытой форме, но при благоприятных условиях буйно «расцветает».

Многолетний опыт работы с детьми подтверждает, что чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положительных эмоций, реже возникают трудности.

И даже в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, раннее обучение чтению дает возможность продуктивно использовать потенциальные возможности коррекционной педагогики: буква, в отличие от звука, имеет постоянный образ, поэтому звуки легче автоматизировать через чтение в слогах, словах, фразе; развивается аналитико-синтетическая деятельность; уточняется, обогащается словарь, ребенок овладевает навыками словоизменения и словообразования; появляется уверенность в себе, исчезает негативное отношение к школе, страх неудачи, опасение получить плохие оценки; совершенствуются коммуникативные связи.

При выборе методики обучения чтению детей, имеющих речевые нарушения, трудности в общении, эмоционально незрелых, внушаемых и недостаточно способных к осознанию собственных проблем, прежде чем отдать предпочтение тому или иному методу, необходимо уточнить, какой тип восприятия доминирует у ребенка (аналитический или синтетический), и строить свою работу с учетом этой особенности.

Помимо уточнения доминирующего типа восприятия необходимо выяснить, какой из анализаторов у ребенка функционально сильнее: зрительный, слуховой, кинестетический или тактильный. Индивидуализируются не только методы, но и темп обучения. Несоответствие темпа подачи материала индивидуальному темпу усвоения приводит к неполноценному овладению навыками, тормозит процесс обучения, снижает у детей уверенность в своих силах, вызывает педагогическую запущенность.

Сформировать у ребенка стабильный графический образ буквы помогает выкладывание букв из палочек, ее преобразование наиболее целесообразным способом. Для того чтобы снизить количество оптических ошибок, избежать смешения букв целесообразно проводить сравнение сходных по написанию букв, выделять общие элементы, учить видеть разницу в их расположении. Очень эффективны приемы обведения контура буквы пальцем, приемы дермолексии (рисование букв на ладони), тактильное опознание букв. Детям с речевой патологией трудно дается навык слогослияния. Поэтому важно учитывать специфику обучения дошкольников грамоте и произносительные возможности каждого ребенка в отдельности. Эти дети легче овладевают чтением обратных слогов, а затем прямых. Но не стоит задерживаться на чтении слогов, переходим к чтению односложных слов с закрытым слогом. Существенные проблемы у детей логопедических групп вызывает деление слов на слоги. Для преодоления этих трудностей используется цветовая маркировка слогов, деление на слоги с помощью вертикальных черточек. Пока дети находятся на этапе, когда восприятие и осмысление прочитанного еще разобщены, можно использовать игры, которые убеждают ребенка в том, что он уже читает, понимает смысл короткого задания. Малыш читает, выполняет инструкцию и находит сюрприз. По мере овладения качеством чтения текст усложняется: появляется двухступенчатая инструкция. Следует отметить, что в дошкольном возрасте при обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни. При обучении чтению важно дозировать объем материала, индивидуализировать темп его подачи, учитывать произносительные возможности ребенка.

Категория: Информация | Добавил: uspevashki (07-11-21) | Автор: Кутумова М. В.
Просмотров: 147 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar