Категории раздела

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос
Какой любимый предмет вашего ребенка?
Всего ответов: 29

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Первоклассникам

Режим дня первоклассника

В детском возрасте биологические ритмы (колебания состояния человека, его работоспособности) ещё малоустойчивы, надо всеми силами стараться поменьше сбивать их неупорядоченностью жизни. Здесь помогает соблюдение режима дня. Младшему школьнику следует ложиться спать и просыпаться в одно и то же время, с отклонениями не более 15 минут. Если ребёнок не просыпается утром в положенное время, его нужно осторожно разбудить. После этого ребёнок пусть немного (3 – 5 минут) полежит в постели, т.к. резкий переход от сна к бодрствованию излишне возбуждает ребёнка.

Изо дня в день в одни и те же часы нужно завтракать, обедать и ужинать. Готовить домашнее задание, продуктивно трудиться и долго сохранять устойчивый уровень внимания ребёнку легко, если он занимается ежедневно в одни и те же часы, совпадающие с периодом высокой работоспособности. Наиболее высокая работоспособность у младших школьников отмечается с 9 до 11 часов утра. Затем её уровень снижается и восстанавливается (при правильной организации послеобеденного отдыха) к 16 -17 часам. Домашнее задание желательно выполнять в послеобеденные часы, во время второго подъёма работоспособности. В вечерние часы можно лишь проверить то, что сделал ребёнок, повторить пройденное, но систематически учить уроки после шести часов вечера младшим школьникам не рекомендуется. Напряжённая умственная работа перед сном вредна, ребёнку трудно заснуть. Перед сном ребёнку лучше пойти погулять, поиграть в тихие игры, почитать.

Дети младшего школьного возраста более подвижны с 8 до 9 часов утра, с 12 до 15 часов дня, с 18 до 19 часов вечера. Эти часы целесообразно отвести для активного отдыха.

Привычка к 3 – 4-разовому питанию в сутки отражает биоритм потребностей человека в пище. Пищеварительной системе тоже свойствен свой ритм работы: ночью она отдыхает, к утру её активность повышается и достигает максимума днём, постепенно снижается к вечеру.

Правильно построенный режим дня, включающий занятия в школе и дома, игры и развлечения на свежем воздухе, художественные занятия, четырёхразовое питание и домашний сон – это не выдумка врачей, а необходимость, обусловленная законом функционирования нашего организма. К сожалению, режиму дня многие родители не придают должного значения. Большинство детей спят меньше положенной нормы, хотя семилетним детям необходимо спать11-12 часов.

При нарушении режима у школьников снижается аппетит, появляются головные боли, запоры. Эти дети обычно бледны, менее жизнерадостны, чаще болеют. Отсутствие чередования умственного труда и отдыха ведут к переутомлению. Дети становятся возбудимыми, раздражительными, капризными, плаксивыми, малообщительными, плохо усваивают школьный материал.

Существует и недельный ритм работоспособности школьников. В понедельник она невелика: за выходные дети «выключились» из работы, им нужно определённое время, чтобы в неё втянуться. Во вторник и среду работоспособность высока, в четверг она ниже и так постепенно снижается к концу недели. Этот ритм должны учитывать не только учителя, но и родители. Хорошая прогулка в выходной день, занятия спортом дают детям запас бодрости на всю предстоящую неделю.

Продуманный и чётко выполняемый режим дня, основанный на знании биологических ритмов жизнедеятельности, обеспечит здоровье ребёнку.

Режим дня позволяет ребёнку вырасти организованным, ответственным, умеющим планировать свою жизнь, ценить своё время, в срок выполнять порученную работу. Люди, наделённые этими качествами, более устойчивы к стрессовым ситуациям, в большей степени способны сохранять доброе расположение духа, а значит, сохранить своё здоровье.

Режим дня – это не что иное, как рациональное чередование видов деятельности и отдыха в течение суток с учётом возрастных возможностей и особенностей человека. Ещё более 900 лет назад древнетюркский поэт Юсуф Баласагуни писал:

Всему свой устав и законный уклад.

Блажен, кто блюдёт их, цветёт его взгляд.

С невеждой, ведущим себя неумело,

Не знающим правил, не сделаешь дело!

Физиологической основой режима дня является выработка у ребёнка динамического стереотипа ответных реакций. Повторяясь изо дня в день, определённый распорядок дня настраивает на учёбу, отдых физическую активность, тем самым облегчается выполнение всех дел, успешнее идёт учёба. При соблюдении режима дня у ребёнка формируются условные рефлексы. Привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и своевременному пробуждению. Выспавшийся ребёнок лучше воспринимает учебную информацию, объяснения учителя на уроке, быстрее справляется с приготовлением домашних заданий, его работоспособность выше.

Наш организм нуждается в поступлении пищи в определённом ритме. Существует суточный ритм выделения пищеварительных соков и активности ферментов. С полной уверенностью можно говорить о том, что «человек – это не только то, что он ест», но и «когда он ест». Дети, приученные есть в одно и то же время, реже страдают плохим аппетитом. Пища у них усваивается наилучшим образом, оказывается более полезной и даже более вкусной.

Начало школьной жизни меняет привычный уклад жизни малыша. От того, насколько родители, бабушки и дедушки организованны сами и готовы помочь ребёнку – вовремя разбудить, научить детей делать зарядку, проследить за всем распорядком дня и при этом создать положительный настрой – зависит не только учёба ребёнка, но и его здоровье.

Не существует универсального режима дня для всех детей. Распорядок дня должен учитывать индивидуальные особенности ребёнка и предоставлять запас времени в соблюдении режимных моментов.

Правильно поступают те родители, которые начинают приучать ребёнка к соблюдению режима дня ещё до поступления в школу. У дошкольника легче выработать привычку к организованности и порядку, которая постепенно станет чертой характера.

Как же строить режим дня первоклассника? Утром у ребёнка должно быть достаточно времени, чтобы не спеша собраться в школу. Встать с постели нужно за час-полтора до начала занятий. Это время следует скорректировать в зависимости от того, как далеко находится школа. Чтобы встряхнуть остатки сонливости и настроиться на рабочий лад, необходимо уделить утренней гимнастике не менее 10 минут. На первых порах лучше делать зарядку вместе с ребёнком. Дело пойдёт веселее, если для зарядки подобрать музыкальное сопровождение. Во время зарядки нужнопроветривать комнату – форточка должна быть открыта.

Не все дети утром с удовольствием завтракают. В этом случае настойчивость родителей не должна быть чрезмерной. Важнее сохранить хорошее настроение ребёнка. Надо подобрать из продуктов то, что ребёнок ест с удовольствием. Чтобы избежать утренних проблем, можно с вечера обговорить с ребёнком утреннее меню.

Дорога в школу должна быть неспешной. Если она занимает 15 – 20 минут, - это прекрасная прогулка. Нужно объяснить и показать ребёнку безопасный маршрут в школу.

Пребывание в школе, особенно первые месяцы, когда ребёнок ещё только адаптируется к новому окружению и новым требованиям, весьма утомительно для него. Очень важно помочь ребёнку организовать вторую половину дня – учёбу надо чередовать с полноценным отдыхом.

Утомление – закономерный результат любой работы и не должно пугать родителей. А вот накопление (кумуляция) чревато неприятностями. Прекрасным отдыхом и хорошим способом восстановления сил служит дневной сон.Другой способ восстановления сил – прогулка на свежем воздухе с подвижными играми.

Интервалы между приёмами пищи у ребёнка 6 – 7 лет должны быть не более 3 – 4 часов. Если обед у первоклассника в 13.00 – 13.30, то примерно в 16.30 время полдника. В этот приём пищи целесообразно включить фрукты, соки, молочные продукты (молоко, кефир, йогурт).

Многие родители при поступлении ребёнка в школу стараются определить его в музыкальную или спортивную школу. Это, конечно, важно для развития малыша. Но всё же следует хорошо подумать о том, насколько эти занятия будут посильны для ребёнка. Доказано, что внешкольные занятия на первом году обучения весьма утомительны для детей (дополнительные занятия для 7-летнего ребёнка должны длится не более 1 часа).

Нужно помнить, что день, проведённый без прогулок, потерян для здоровья. Подвижные игры на воздухе способствуют росту, развитию, прекрасно снимают «учебное» утомление.

Вечером нельзя позволять ребёнку втягиваться в просмотр телепередач вместе со взрослыми. Для ребёнка сидение у телевизора далеко небезобидно. Это большая эмоциональная и зрительная нагрузка, которая «съедает» у ребёнка возможность общения с родителями, друзьями; мало что даёт для развития. Содержание и длительность просмотра телепередач должны регулироваться взрослыми. В учебные дни 7-летний ребёнок без ущерба для здоровья может смотреть телепередачи 2 – 3 раза в неделю не более 30 минут. Врачи установили, что располагаться перед экраном следует на расстоянии, равном семи-восьмикратной высоте или трёх-четырёхкратной ширине экрана, то есть чем больше экран, тем дальше от него должны находиться зрители. В общем виде при нормальном зрении расстояние между экраном и зрителями не должно быть меньше 2 м и больше 5 м.

Вечером просто необходимо найти время для общения с ребёнком; поинтересоваться, как обстоят дела в школе; проверить, как приготовлены уроки. Не скупитесь на похвалу, даже если успехи первоклашки пока ещё невелики. Родители должны быть доброжелательны к ребёнку, т.к. от их поведения зависит, с каким настроением ребёнок завтра пойдёт в школу. А чтобы утро не омрачать суматохой, чтобы ребёнок не забыл нужные вещи, родители должны приучить малыша готовить с вечера всё необходимое для школы.

Несколько слов о том, каким должен быть распорядок выходных дней. Утренний подъём может быть в более позднее время, особенно если в обычные дни малыш недосыпает. Если у ребёнка 2 выходных дня, надо постараться, чтобы хотя бы один из них был полностью освобождён от уроков. Если у ребёнка существуют проблемы, связанные с учёбой в школе, то имеет смысл именно в выходной помочь ребёнку преодолеть их, потренироваться в чтении или решении задач. Но во всём нужна мера. Прекрасно, если родителям удастся найти занимательную, игровую форму для этих занятий, ведь интересмощный стимул для работы.

 

 

Категория: Первоклассникам | Добавил: uspevashki (09-01-18)
Просмотров: 447 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar